Телевидение и киноиндустрия
Большинство людей, посещая в кинотеатры или даже включая дома «ящик» даже и не задумываются над тем, как много людей задействованы в процессе кино и теле-производства. Только режиссеры, актеры, операторы и продюсеры? Это не так. Нельзя недооценивать тот вклад, который вносят и другие, «менее популярные» работники кинопроизводства.
В этой статье вы сможете чуть более подробно узнать о них.
РУКОВОДЯЩИЙ СОСТАВ
Продюсер
Продюсер — художественный и финансовый руководитель проекта. Формирует проект, выбирая сценарий и режиссера, и осуществляет производство и контроль.
Примечание. Различные подтипы продюсеров — «линейный продюсер», «исполнительный продюсер», «креативный продюсер» и т. п. — как правило, не являются продюсерами в общепринятом смысле этого слова, и представляют собой административных работников, которым продюсер делегирует какие-либо свои полномочия. Под креативным продюсером нередко понимают редактора, а линейный и исполнительный продюсеры в России занимают промежуточную позицию между собственно продюсером (генеральным продюсером) и директором картины. Термин «исполнительный продюсер» в России появился как неверный по смыслу перевод термина «executive producer», который в США, на самом деле, означает «генеральный продюсер».
Продюсер (англ. producer, от produce — производить) в кинематографе — это доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Он также принимает активное участие в подборе актёров, технического персонала. Продюсерами бывают также режиссёры, актёры, сценаристы.
Система продюсеров зародилась в конце 1910-х годов в Голливуде и стала естественным шагом к введению персональной ответственности за комплекс творческих, организационных и финансовых вопросов, без решения которых невозможны производство и прокат игрового кинофильма. Облик довоенного американского кино продюсеры определяли в гораздо большей степени, чем режиссёры. Хрестоматийным примером продюсера в классическом Голливуде был Ирвинг Тальберг; сразу после его смерти Американская киноакадемия учредила награду его имени, которая вручается лучшим кинопродюсерам.
Неизбежной издержкой деятельности продюсеров стали их претензии на диктат в творческих и кадровых вопросах (хрестоматийный пример — деятельность Д. Селзника на проекте «Унесённые ветром», где в процессе создания одного фильма сменилось четыре режиссёра). Вместе с тем, известно немало случаев, когда продюсер не просто способствует реализации режиссерского замысла, но и выводит в жизнь целую плеяду молодых талантливых режиссёров. К числу продюсеров-режиссёров относятся Р. Корман и С. Спилберг.
Различают продюсеров
- Театрального продюсера
- Музыкального продюсера («music producer»)
- Продюсер игры (в индустрии компьютерных игр)
Продюсера фильма или телевизионного продюсера, которые могут подразделяться на:
Продюсер — создает условия для создания фильма. Инициирует, координирует и управляет вопросами увеличения бюджета, найма ключевого персонала и соглашений с дистрибьюторами. Продюсер участвует во всех стадиях создания фильма, от начала разработки до начала проката.
Исполнительный продюсер — в крупных проектах это обычно представитель или один из руководителей студии, хотя звание могут присвоить и просто крупному инвестору. Наблюдает за финансовыми, административными и творческими аспектами производства, но не участвует в технических. В небольших компаниях или независимых проектах исполнительным продюсером может называться создатель/сценарист.
Сопродюсер — продюсер, который отчитывается перед исполнительным продюсером и предоставляет деньги для финансирования фильма. Больше вовлечен в ежедневное производство, чем просто продюсер.
Ассоциированный продюсер — обычно исполняет роль представителя продюсера, который может отвечать за часть его финансовых, творческих или административных функций. Звание зачастую присваивается опытному в делах кинопроизводства человеку, который выступает как консультант, или тому, кто внес крупный финансовый или творческий вклад в проект.
Ассистирующий продюсер — обычно работает под управлением ассоциированного продюсера.
Линейный продюсер — следит за бюджетом фильма и ежедневным производством.
Административный продюсер — докладывает Совету директоров и нанимает внештатных работников для различных стадий производства.
Веб-продюсер или Продюсер веб-сайта — создаёт условия и реализует идею создания веб-приложения или веб-сайта.
Режиссёр
Режиссёр-постановщик — ключевой творческий руководитель, автор проекта, главное лицо на съёмочной площадке. Руководит работой актеров и всех остальных участников съемочной группы (оператора, звукорежиссера, художника-постановщика и др.).
Кинорежиссёр — одна из основных профессий в искусстве кино, руководящий участник процесса создания фильма, отвечающий за художественную и сценическую составляющие картины. Существует три направления кинорежиссуры: игровое, документальное и анимационное кино. Первое пошло от режиссера Жорж Мельес. Документалисты берут свое начало с братьев Люмьер. До появления звукового кинематографа основной задачей режиссера была постановка гэгов и пантомим. Известные кинорежиссеры того времени: Чарли Чаплин, Бастер Китон, а в СССР — Сергей Эйзенштейн. С появлением звукового кино у режиссера добавилась работа по постановке диалоговых сцен, музыкального оформления, которое он делал при участии композитора.
В типичном случае в обязанности режиссёра входит:
- определение общего художественного стиля фильма;
- реализация сценария;
- руководство актёрами, как с точки зрения мизансцены, так и с точки зрения манеры игры и других выразительных средств;
- руководство работой оператора;
- руководство монтажом фильма
РЕЖИССЁРСКАЯ ГРУППА
Режиссёрская труппа, как правило, возглавляется режиссёром постановщиком.
Второй режиссёр в российском кинопроизводстве выполняет функции аналогичные First Assistant Director в западном.
Обрабатывает сценарий после режиссёра-постановщика. Занимается тем, что корректирует (проверяет) правильность (отсутствие ошибок в сценарии).
Как правило, на производстве кинокартины задействованы два вторых режиссёра, собственно второй режиссёр и второй режиссёр по планированию.
В функциональные обязанности второго режиссёра входит:
В подготовительный период:
— создание режиссёрского сценария (совместно с режиссёром-постановщиком);
хронометрирование сценария;
— сбор и систематизация информации от департаментов съемочной группы (художники по костюмам, художника по гриму, ассистента по актерам, ассистенты по реквизиту, локейшен-менеджера и других);
— планирование съемочного процесса (Календарно-постановочный План) и приведение плана в соответствие с графиками занятости актеров, задействованных в картине;
— выбор подходящих под описание в сценарии объектов из списка предложенного Локейшн (location) менеджером или «Скаутом», и дальнейший осмотр выбранных объектов (совместно с — режиссером-постановщиком, оператором-постановщиком и художником);
— разработка режиссерской экспликации (совместно с режиссером-постановщиком);
— в отдельных случаях, второй режиссер может курировать работу художника-раскадровщика.
В производственный период:
- подготовка и рассылка Вызывных листов перед каждым съемочным днем;
- наблюдение и руководство по размещению объектов и группы на съемочной площадке;
- контроль за своевременным прибытием членов съемочной группы (в соответствии с временем проставленным в Вызывном листе);
- контроль за соблюдением съемочного графика составленного ранее для текущей смены;
- руководство действиями актеров второго плана и массовки;
- ведение отчетности по результатам съемочного дня — количество снятых сцен, количество дублей на каждую сцену (совместно с ассистентом режиссёра или «хлопушкой»), количество использованных метров пленки.
В современном кинопроизводстве существует следующее разделение — второй режиссер по планированию (1 ad) и второй режиссер на площадке (2 ad)
Еще одним помощником для второго режиссёра на площадке является помреж, или «Хлопушка» (Slate). Помреж (ассистент режиссёра) — это член съемочной группы, который проставляет номера сцен и дублей на нумератор-хлопушку, ведет хронометраж отснятого материала по секундомеру (контролируя точность хронометража с помощью видеоинженера или плэйбек оператора) и хлопает в кадре, перед объективом запущенной кинокамеры в начале (реже в конце) дубля.
Режиссёр по работе с актёрами — участвует в выборе актёров для кастинга. Знает все про актёров, обладает знанием про то, кто, с кем, как и когда может работать (на уровне подбора актёров). Он также предлагает актёров на роли. Решает вопросы взаимодействия режиссёра с актёрами.
Помощник режиссёра — человек, который лично передаёт указания режиссёра-постановщика той или иной группе лиц. Ведёт учёт отобранных дублей. Пишет рабочую версию того, что пишет камера.
Консультант — специалист в той или иной научной дисциплине, который консультирует режиссёра-постановщика и актёров по тематике сюжета фильма, историческим событиям, военной тактике и пр.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГРУППА
Директор фильма — решает организационные вопросы во время съемочного периода: локейшн-менеджмент (подготовка мест для съемок), договоры с владельцами государственных и частных учреждений и т. п.
Заместитель директора — выполняет распоряжения директора, замещает его, когда это необходимо.
Администратор по площадке — обеспечение съёмки на съемочной площадке. «Тишина на площадке» и любые организационные вопросы. Руководит рабочими (переноска, установка, действие работы).
РАБОТА НАД СЦЕНАРИЕМ
Автор идеи или сюжета, произведения или книги
Сценарист — пишет сценарий фильма.
Редактор — проверят грамматику, орфографию, пунктуацию, а кроме того на уровне литературы, на уровне текста не пропускает опечатки и ошибки. Ограничивает размах сценариста.
АКТЕРСКИЙ ЦЕХ
Актёрский цех — подчиняются режиссёру-постановщику, второму режиссёру, ассистенту режиссёра-постановщика.
Актёр и актриса — выразительное средство режиссёра. Различают актёров и актрис: первого (главная или ведущая роль) и второго плана и участников эпизодических ролей.
Дублёр и/или Дублёрша — те, кто подменяет собой актёра и/или актрису при выполнении тех или иных сцен. Например, эротические сцены, трюки и прочее. Иногда может быть задействован при озвучании фильма.
Массовка — участники массовых и/или сцен на улицах и в других общественных местах. Массовкой руководит обычно бригадир массовки.
ТРЮКОВАЯ ГРУППА
Режиссер-постановщик трюков — режиссёр, на долю которого выпадает задача поставить и проработать трюк «от и до».
Исполнители трюков — выполняют задачу режиссёра-постановщика как дублёры или в эпизодических ролях.
В фильмах, в которых главную или эпизодическую роль играют животные (например, Полосатый рейс, Ко мне, Мухтар! и пр.), в эту группу входит также и дрессировщик.
Оператор-постановщик он же главный (или ведущий) оператор — отвечает за изобразительное решение фильма (как художественно-качественное, так и технически-качественное). Подчиняется режиссёру. Руководит операторской группой. Разрабатывает художественное, а также цветовое, световое решение фильма.
Совместно со вторым режиссёром и фотографом подыскивает подходящую съёмочную площадку (квартира, офис, бар и т п) и/или подходящий ландшафт для съёмок на открытой местности.
Составляет список техники, которая ему понадобиться совместно со 2-м оператором. Впоследствии волю оператора до операторской группы доносит второй оператор.
Оператор-постановщик в художественной кинематографии — один из основных создателей фильма, непосредственно работающий над его изобразительным решением, осуществляющий его съёмку. Совместно с режиссёром-постановщиком оператор-постановщик определяет идейно-художественную направленность фильма, его изобразительную трактовку. Основное в творчестве оператора-постановщика — отбор и воплощение на экране наиболее выразительных композиционных, светотональных и колористических решений, точек зрения, ракурсов, оптической трактовки и освещения, способствующих максимально полной, глубокой передаче темы и идеи фильма. При подготовке к съёмке и в работе над фильмом оператор-постановщик совместно с режиссёром-постановщиком и художником на основе литературного сценария и творческого замысла будущего фильма разрабатывает постановочный сценарий, изобразительную трактовку сцен и эпизодов фильма, портретные характеристики основных персонажей, принципы освещения, выбирает места натурных съёмок, утверждает эскизы декораций, костюмов. В процессе работы над фильмом оператор-постановщик руководит работой оператора, ассистента оператора, и всей операторской группой.
Ближайшим помощником и исполнителем творческих и технических заданий оператора-постановщика является оператор. Он также руководит работой ассистента оператора и другого технического персонала. По поручению оператора-постановщика оператор самостоятельно проводит съёмки в павильоне и на натуре. Оператор несёт ответственность за техническое качество изображения, комплектует необходимую съёмочную технику, проводит испытания аппаратуры, плёнки, фильтров и другого операторского оборудования, наблюдает за качеством лабораторной обработки негативного и позитивного материала.
В хроникально-документальном кино оператор-постановщик выступает в роли киножурналиста, не только производящего съёмку и определяющего изобразительное решение будущего фильма, но и отбирающего соответственно теме и идейно-художественному замыслу фильма наиболее существенные, типичные и выразительные для съёмки явления и факты действительности. Особой подготовки в области специальных видов съёмки требует работа оператора-постановщика научно-популярного и учебного кино, использующих киносъёмку как метод научной документации и исследования. В работе над хроникально-документальными и научно-популярными фильмами оператор-постановщик часто выполняет функции автора-оператора.
Второй оператор — сидит непосредственно за камерой, управляет её движением в рамках установленной режиссёром и оператором-постановщиком композиции, следит за качественными параметрами.
Ассистент оператора — выполняет функции «фокусника», отвечает за чёткость изображения на необходимых по замыслу объектах. Измеряя заранее фокусное расстояние и переводя «фокус» в процессе съёмки. Устраняет внезапно возникшие помехи в кадре.
Бригадир светотехников с бригадой — человек, отвечающий за свет (в случае необходимости вызывается машина «лихтваген» с осветительными приборами и генераторами для съёмки).
Механик камеры или видео-инженер (если видео или телевидение) — Обеспечивает техническое обслуживание камеры и её установку. Перезаряжает плёнку, кассеты, меняет оптику и т. д.
Дольщик — (dolly — операторская тележка) человек, который отвечает за тележку. Ставит рельсы, везёт тележку с оператором.
Кранмейстер — человек, отвечающий за работу операторского крана. Он его монтирует, помогает устанавливать камеру и панорамирует с крана.
И ряд других.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЦЕХ
Художник-постановщик — (с группой). (подчиняется режиссёру и второму режиссёру) отвечает за художественное решение фильма, строит декорации, художественное решение интерьера.
Декоратор — Отвечает за художественное решение фильма, за костюмы, грим и так далее.
Технолог декораций — разрабатывает (технически) декорации. Продумывает техническую реализацию декораций.
Бутафоры — создают предметы, необходимые для декорации.
ГРИМЕРНЫЙ ЦЕХ
Художник-гримёр (подчиняется режиссёру, второму режиссёру). Делает выписку кого, как и когда гримировать. Следит за соответствием этого процесса. Кому какой парик и т. п. Изготовление накладных париков, усов и т. п. под соответствующий образ. Решает все вопросы, связанные с цветом глаз, старением, типом кожи, ранениями.
Ассистент художника-гримёра — занимается поправлением грима, выполняет все работы связанные с поддержанием внешнего вида. На нём — вся рутина художника-гримёра.
Гримёр — изготовление накладных париков, усов и т. п. под соответствующий образ. Гримирует: старением, типом кожи, ранениями.
КОСТЮМЕРНЫЙ ЦЕХ
Костюмер — отслеживает все, вплоть до положения пятен грязи на одежде. Имеет дубль костюма.
Художник по костюмам — подготовка костюмов к съёмкам. Знание исторической достоверности костюма. Моды, знаков различия и т. п.
Ассистент художника по костюмам — выполняет, в основном, утилитарные функции, а также производственные и иные поручения художника по костюмам.
РЕКВИЗИТНЫЙ ЦЕХ
Реквизитор — выдает предметы антуража и прочий реквизит.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦЕХ
Композитор — Пишет музыкальные темы и музыкальное сопровождение для фильма.
Музыкальный редактор — Знает, как можно, с помощью музыки, музыкальных звуковых эффектов, создать определенную атмосферу и настроение сюжета фильма, создаёт единство музыки и изображения.
В музыкальных фильмах, фильмах-мюзиклах (таких как, например, Пиковая дама, Принцесса цирка и пр.) к этому цеху относятся также балетмейстер и/или хореограф, постановщик танцев и др. специалисты в области музыкального искусства.
Авторы и исполнители песен, исполняемых в фильме, дирижёр, музыкальная группа и даже симфонический оркестр, в исполнении которых звучат песни, композиции и иное музыкальное сопровождение фильма — все они также состоят в этом цехе.
ЗВУКОРЕЖИССЕРСКАЯ ГРУППА
Звукорежиссер — Курирует все этапы звукопроизводства. Формирует концепцию звука. Создаёт художественные звуковые образы. Руководит всем департаментом.
Микрофонщик (англ.) — заведует микрофонным парком. Наводит (направляет) микрофоны на сюжетно-важные объекты. управляет их перемещением в соответствии с поставленной задачей.
Звукооператор — работает со звуком, с записями, отслеживает качественные параметры фонограммы, такие как например — уровни звуковых компонент, их частотную характеристику и соотношение сигнал/шум.
Дизайнер звука — занимается созданием звуковых спецэффектов (англ.), а также звуков, не имеющих соответствующего аналога в природе или которые невозможно записать, например, звук, издаваемый динозаврами.
Звукоинженер — специалист обслуживающий комплекс звукового оборудования.
Монтажер звука — монтирует звуковые компоненты. Раскладывает записанные реплики синхронно изображению.
Звукооформитель — специалист по записи синхронных шумов. Имитирует и воспроизводит синхронно изображению необходимые шумы. Например: шаги человека, пробег лошади, поцелуи и прочии шумы воспроизводимые человеком и живыми существами.
Звукорежиссер перезаписи (Post-production sound mixer) — важный специалист на финальном этапе формирования картины. Не стоит путать перезапись с переозвучиванием. Перезапись — это последняя стадия фильмопроизводства, во время которой происходит обработка, локализация, сведение и мастеринг всех многочисленных звуковых компонент.
МОНТАЖНАЯ ГРУППА
Режиссёр монтажа — человек, ответственный за основные монтажные решения. Выполняет чистовую сборку картины. Не редки случаи, когда функции режиссёра монтажа выполняет сам режиссёр-постановщик.
Монтажер — готовит исходный материал к монтажу, синхронизирует звук и картинку, нарезает дубли и т. д.
ПЕРЕХОДЯЩИЕ ЛЮДИ
Фотограф — Съемка актёров во время кастинга. Составления коллажей, плакатов, буклетов. Фотосъёмка и наложение актёров на пейзажи, для изготовления фотографий фигурирующих в кадре. Документирует съемочные вопросы. Фотосъёмка места съёмки. Помогает при съёмке объектов. Съёмка костюмов, грима. Входит в состав операторской группы.
Пиротехник и/или оружейник — это тот, кто нужен, когда в кадре необходимо создать имитацию взрыва, выстрела (или не имитацию). Он рассчитывает требуемое количество заряда, направление взрывной волны; следит за сохранностью и техникой обращения с оружием; инструктирует об особенностях оружия. Создание искусственного тумана — также дело рук пиротехника. Входит в состав операторской группы.
Специалист по спецэффектам — занимается разработкой спецэффектов (от искусственного тумана до компьютерной графики), консультирует и продумывает реализацию. Входит в состав операторской группы.
Рабочие — выполняют различные поручения.
Буфетчик и его ассистенты — обслуживание питанием съёмочную группу. Помощь в подготовке продуктов питания (если необходимо) для съемочной сцены.
Врач — в случае необходимости обеспечивает своевременное оказание своевременной медицинской помощи участникам съёмочной группы. В сценах, где по сюжету фильма совершаются те или иные медицинские манипуляции и/или нужны специальные медицинские навыки и познания (наложение повязки, инъекции и пр.) — консультирует режиссёра-постановщика и актёров по правильности их выполнению. Иногда может быть задействован режиссёром в эпизодической роли в сценах, где нужны специальные медицинские познания и/или навыки (скажем, врач «скорой», приехавший на вызов)
Водители — подчиняются администратору по площадке и директору фильма. Также могут быть задействованы режиссёром-постановщиком в эпизодических ролях (водитель такси, например) или в качестве дублёра того или иного актёра (если он не имеет водительских прав и/или навыков вождения автомобиля (мотоцикла)).